DataLife Engine > Как воспитать в ребенке патриота?
Мешкова И.А., педагог – психолог ЦРТДиЮ
Выступление на общем родительском собрании 20.05.10г.

Как воспитать в ребенке патриота?

 

Патриот — это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

 

патриотЗадачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; дать возможность роди­телям познакомиться с результатами анкетирования; формировать нравственную культуру семьи.

 

Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

В начале учебного года нами были разработаны вопросы и проведено анкетирование «Быть патриотом. Что это значит?», в котором участвовало 118 воспитанников от 10 до 15 лет.

Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:

1. Как ты понимаешь слово «патриот»?

30% (35) – ответили, что это человек любящий Родину.

7% (8) – человек, готовый защитить свою Родину, совершить героический поступок.

3% (4) – уважает государство, соблюдает законы.

7% (8) – отдаст все, сделает все, готовый на все ради Родины.

4% (5) – преданный стране.

8% (10) – быть патриотом это значит беречь здоровье, хорошо учиться, чтобы поколение здоровых и умных подняли страну.

22% (26) – дали разрозненные ответы: это политик; военный; историк; умный человек; фанат Родины; целеустремленный лидер; человек, готовый покончить с жизнью ради Родины.

19 % (22) – не знаю.

Таким образом, подавляющее большинство ребят связывают понятие ПАТРИОТИЗМ со страной, государством, Родиной.

Что же такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

 

2. Как ты думаешь, кто воспитывает патриота?

54% (64) ответили сама жизнь;

12% (14) – семья

11% (13)- школа

5% (6) – книги, фильмы

4%(5) - все перечисленное

10% (12) – сам себя воспитывает

 

 Удивительные ответы, а ведь для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно – «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

3. Малая Родина – место, где ты родился, живешь сейчас. Как ты к ней относишься? (любишь; выбрал бы другую; все равно, где жить)

81% (96) – люблю

8% (9) – выбрал бы другую (Канада, Париж)

11% (14) – все равно

 

Очень важно создать для ребенка четкое пространство: семья – класс – школа – социум – регион – страна. Каждая из составляющих может быть объектом патриотического отношения: «моя/наша семья», «мой/наш класс», «мой/наш дом», «мое/наше село», «моя/наша родина»… Важно, чтобы было найдено свое место в общем деле, чтобы предмет гордости стал объектом адекватного проявления патриотизма в самых разных отношениях. И тогда ребенку не будет все равно где жить.

 

4. Гордишься ли ты историей России?

71% (84) – да

12 % (14) - народом, да

8% (9) – не знаю

7% (8) – возможно, 50*50

2% (3) – нет

 

5. Ты считаешь себя патриотом? (да; нет)

58% (69) – да

22% (26) –нет

19 % (23) – не знаю.

 

Можно справедливо заметить, что о большей части ребят можно сказать, что чувство патриотизма в них заложено.

Но 42 % ребят не понимают, не осознают в себе это сложное, большое чувство.

А теперь подумайте, что бы ответил ваш ребенок, если бы ему задали вопрос «ты считаешь себя патриотом?».

На самом деле патриот- это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

 

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации.

 

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

 

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

 

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

 

4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

 

5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

 

6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оце­нивать его учебные и психологический проблемы, но и позитив­ные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

 

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

 

8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

 

9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

 

10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

Привитые в детстве патриотические чувства не допустят даже мысли у вашего уже взрослого ребенка, уехать в другую страну, другой город, оставив без опоры вас, свою семью.

Эти рекомендации вы можете найти в памятке специально подготовленной к сегодняшнему собранию нашим методическим отделом. В ней вы также найдете материал и для детей, стихи и пословицы о Родине. Почитайте их вместе.

 

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

 

Удачи всем! Здоровья вам и вашим детям!

 


Вернуться назад