Методические рекомендации по подготовке к НПК
Ценность научно-исследовательской работы заключается в том, что воспитанники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию еще до поступления в ВУЗ.
Под термином «научно-исследовательская работа» нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная пол руководством педагога. Она включает в себя составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения работы. Итоги научной работы учащихся должны быть реальными, т.е. теоретическая проблема завершаться ее конкретным решением, а практическая ее конкретным результатом.
Тематика исследовательских работ должна быть довольно широкой, актуальной для практической жизни, требующей привлечения знаний учащихся из разных областей в целях развития творческого мышления, исследовательских навыков.
Окончательный выбор темы исследовательской работы остается за педагогом. Зная интересы и потенциальные возможности своих кружковцев, педагог имеет возможность максимально точно подобрать тематику и определить уровень сложности исследовательской работы.
Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно- исследовательская работа по актуальным вопросам.
Можно выделить следующие этапы работы:
1.Творческие работы.
Сюда можно отнести сочинения, описания на заданную тему, критические заметки и т.п. такие творческие работы обычно выполняются младшими школьниками.
2. Реферативные работы.
При написании реферата подразумевается, что автор прорабатывает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так как для учащихся возможность работы в хороших библиотеках ограничена, то обычно при написании реферата используется несколько статей, и т.п. имеющихся у самого учащегося или его педагога, хороший реферат – это тоже научная работа. Но если он составлен как простой информационный доклад по теме, и в нем не присутствует анализ и обработка представленного материала, то это нельзя отнести к научно-исследовательской работе. В этом случае он попадает в категорию творческих работ.
3. Исследовательские работы.
В нем содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы (выводы) на поставленных в задачах вопросы.
Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающегося, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно, такие работы выполняются теми, кто уже имеет некоторый опыт исследовательской деятельности, а педагоги выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая база и организация методически правильного руководства.
4. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь, ознакомление обучающихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формировать результаты. При проведении же исследовательских работ подразумевается, что обучающийся уже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы.
Различия же между учебно-исследовательской и исследовательской работами малосущественны и на наш взгляд состоят главным образом, в том, что учебно-исследовательские работы выполняются обучающимся под постоянным контролем со стороны педагога, часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны педагогам заранее. Таким образом, эти работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда обучающийся оттачивает преподнесенные ему умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.